Время провожать Первых
Вчера ушел из жизни первый американец совершивший орбитальный полет – Джон Гленн. В России даже не многие вспомнят его имя: “кто-то там после Гагарина”. В наших странах разные истории космонавтики, у каждого свои Первые, своя память о них. Хотя живых на весь мир их осталось совсем немного: у них Базз Олдрин, Джон Янг, у нас Леонов, Терешкова, Савицкая… И, пожалуй, всё. Нам повезло жить с ними в одном времени. Ушедших мы чтим, здравствующих – чествуем, пишем книги, снимаем фильмы…
Но сегодня я хотел бы поговорить не о Первых и их времени, а о нас и нашем времени. Так уж сложилось, что нам придется проститься со всеми, даже теми, кто пока здравствует. Но это жизнь и ее законов пока не обойти. Полвека назад было время Первых, нам отведена честь их проводить.
И снова моя мысль не о том. Я предлагаю подумать о том, что сейчас научные и технологические возможности по многим параметрам превышают возможности полувековой давности, но Первых мы не создаем. Первая россиянка в космосе. Первый космический турист. Могут ли они сравниться с Первыми? Можно провести в космосе в десять тысяч раз дольше Гагарина, но если это просто десять тысяч повторений его первого шага, то первенства тут нет.
С исчезновением СССР нам дан шанс снова пройти путь первенства, хоть и с самими собой: первый межпланетный аппарат, первый луноход, первый аппарат на Марсе, первая станция на Венере, первый космонавт на Луне. Ничего этого у Российской Федерации не было, у нас даже нет первой российской фотографии обратной стороны Луны. Хотя первая российская ракета “Ангара” есть, и она могла бы послужить для достижения вышеперечисленных целей.
Неготовность идти дальше Первых – это не только российская проблема. Вся мировая космонавтика остановилась в страхе перед осознанием сложности покорения Луны и движения дальше. Разговоры об этом идут, эксперименты проводятся, разработки есть, но всё это напоминает оттачивание техники плавания на ковре у телевизора с видеоинструктором. Мы можем, и даже хотим, но вот не видим смысла бросаться в воду.
Лучше снимем фильм о прошлых Первых или будущих. Это мы можем. И это, в отличие от холодной безжизненной Луны, принесет доход.
Недавно встретилось любопытное сравнение Лунной пилотируемой программы и первых Кругосветных путешествий. Между первой кругосветкой Магеллана и второй Дрейка прошло больше 50 лет. Так что пора уже нам снаряжать и вторую экспедицию и к Луне.
Космос бесконечен и в нем в избытке мест для новых Первых, которые появятся когда человечество решится продолжить движение вперед. И тогда придет время встречать их, а не провожать. И такое почтение Самых Первых намного ценнее, чем возведение памятников на Земле.